Руководитель отдела качества NC Logistic Станислав Смирнов рассказал об особенностях регулирования логистики фармацевтических препаратов и поделился своими прогнозами.
«Несомненно, регулирование логистики фармпрепаратов в России будет все более строгим. Сейчас оно регулируется главным образом Решением Евразийской экономической комиссии № 80 и приказом Росздравнадзора № 646н. По сути, решение содержит принятое участниками ЕАЭС толкование стандартов надлежащей дистрибьюторской практики (GDP), приказ — это список правил для участников рынка, а СанПиНы — их расшифровка.
Прогресс в контроле соблюдения правил и развитие участников рынка видно невооруженным глазом. Непрерывное развитие бизнеса требует все больший упор на уровень качества предоставляемых услуг. Фармпроизводителям необходима полная уверенность в соблюдении условий хранения и безопасности собственной продукции. Хорошо оборудованный склад — это еще не все. Сегодня 3PL-оператор должен быть прозрачным, открытым и гибким. Соответствие этим требованиям не только повышает статус компании, но и дает гарантии качественного сервиса.
Чтобы устоять, приходится бежать, потому что отрасль быстро движется вперед. Например, в нашей компании проходит порядка 60 клиентских аудитов в год. Следует отметить, что значительная часть клиентов — зарубежные партнеры. Это бесценный опыт имплементации нормативных требований для российских коллег.
Ежемесячное обслуживание оборудования склада, а это не только спецтехника, среднетемпературные морозильные камеры, но и резервные источники питания, минимизируют влияние человеческого фактора. Ключевой инструмент — анализ рисков и регулярные испытания собственной инфраструктуры на готовность противостоять самым различным обстоятельствам.
Пандемия COVID-19 качественно улучшила работу фармацевтической логистики, потому что транспортировка и хранение вакцины «Спутник V» происходили при температуре не выше -18 °C. Следовательно потребности в поддержании холодовой цепи выросли по экспоненте. Пришлось в короткие сроки создать инфраструктуру для ее поддержания на всех участках от фармзавода до конечных пунктов вакцинации — найти оборудование, специальные транспортные средства с поддержанием сверхнизкой температуры, разработать механизм перевозки, обучить персонал.
Следующим качественным рывком для индустрии может стать ужесточение регулирования условий транспортировки и хранения ветеринарных препаратов по принципам, применимым к обычным лекарствам.
В этом случае ветеринарную сферу ждет новый виток взаимодействия со специализированными 3PL-операторами, которые располагают всеми необходимыми ресурсами для хранения, обработки и транспортировки ветеринарной продукции».
Материал: NC Logistic